Очень важно любить жизнь

Психологическое здоровье детей и подростков уже давно стало объектом пристального внимания специалистов, ведь проблему всегда легче устранить на раннем этапе. Правда, для этого её нужно сначала обнаружить, а здесь возникают сложности. Часто верно истолковать поведение ребёнка родителям мешает нехватка знаний, вот поэтому в наших образовательных организациях работают школьные психологи. Как заботиться о душевном равновесии школьников, помогать им в решении проблем и при этом самой не потерять ощущения счастья от каждого прожитого дня, мы попросили рассказать педагога-психолога Красногвардейской гимназии Ирину Прокопенко.

Без сомнений

Вот уже тридцать второй год уроженка солнечного Душанбе Ирина Прокопенко живёт на родине своих родителей, в нашем районе. Родилась в семье педагогов, отец работал в общеобразовательной школе, мама за годы трудовой деятельности успела поработать и во вспомогательной школе, и в школе-интернате. Учительская стезя была знакома, но не влекла юную Ирину. Гораздо ближе и интереснее были рассказы любимой тёти-медработника, которая прошла войну, работала в военных госпиталях, а после войны вместе с коллегами боролась с сибирской язвой и бруцеллёзом. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, Ирина без сомнений поступила в Душанбинский мединститут на лечебный факультет. На третьем курсе будущие врачи изучали психиатрию.

– Меня эта медицинская область заинтересовала, – вспоминает Ирина Владимировна. – Курс психиатрии читали нам замечательные педагоги, компетентные, умные, высокопрофессиональные люди. Им я благодарна за становление моих профессиональных и личностных качеств.

По окончании института молодой специалист трудилась в психиатрическом отделении, а также в дневном стационаре. Эти дни Прокопенко вспоминает так: «Было сложно, но очень интересно!»

Чувствую свою нужность

Бывая на родине родителей, в посёлке Свердловском, Ирина знакомится с молодым человеком Сергеем Прокопенко, работающим в совхозе инженером-механиком. В 1990 году молодые люди создают семью, а ещё через год Ирина перебирается в наш район.

– Конечно, было жаль расставаться с делом, которому планировала посвятить жизнь, с друзьями и близкими, – говорит собеседница. – Но семья для меня всегда была на первом месте, да и ехала я в знакомые с детства места, к любимому мужу.

Вот уже 29 лет Ирина Владимировна работает в Красногвардейской гимназии педагогом-психологом.

– Сергей Александрович Панарин, бывший в то время директором Красногвардейской школы № 2, пригласил меня на работу. Следует сказать, что он всегда был сторонником нового и прогрессивного, поэтому в нашей школе и психолог, и социальный педагог появились первыми в районе, – говорит Прокопенко. – Вот так волею случая я поменяла нездоровую психологию на здоровую и не пожалела об этом ни дня!

– Конечно, первое время было непросто, – делится Ирина Владимировна. – Но я попала в замечательный коллектив, в котором понятия взаимопомощи, поддержки, сотрудничества не пустой звук, а реалии. Мне пришлось много читать, обучаться на курсах и семинарах. Знания, полученные во время учёбы в мединституте, тоже оказались востребованными.

Как и всё новое, появление психолога в школе не сразу было принято всеми безусловно. Но со временем педагоги осознали необходимость психологической службы. Теперь коллеги тесно взаимодействуют в вопросах психолого-педагогической диагностики, коррекционно-развивающей работы, профилактики и просвещения родителей, педагогов и учащихся.

– Особенно тесная связь у нас с педагогами начального звена, я помогаю коллегам в определении готовности ребёнка к обучению в школе, оказываю содействие в период адаптации и формирования эмоционально-позитивного отношения к школе, развития самостоятельности и самоорганизации, – рассказывает Ирина Владимировна. –  Кроме того, мы все понимаем, что решение психологических проблем именно в детском периоде даёт гарантии их полного искоренения. Иначе говоря, чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов её решить. В подростковом возрасте это сделать гораздо сложнее.

И трудно с ней не согласиться, ведь сегодня внутренний мир школьника стоит во главе угла. Если в целом, то школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья детей. Большую часть своего рабочего времени педагог-психолог Прокопенко посвящает диагностике, групповой или индивидуальной. Так, например, благодаря современным тестам можно определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассников в начальной школе или пятиклассников в средней школе. В среднем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией. В старшем звене Прокопенко активно работает над профилактикой стресса. Ведь экзаменационный процесс в 11 классе, да и в 9-м тоже, довольно непростой для психики выпускников, а также их родителей и педагогов. Самое основное, что обязан сделать специалист-психолог – разработать практические рекомендации для всех участников учебно-образовательного процесса, которые должны помочь учителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью.

Кроме того, к Ирине Владимировне обращаются за бесплатной анонимной консультацией с любой проблемой психологического характера.

– Большую часть времени я работаю со школьниками, но никогда не откажу в беседе ни своим коллегам, ни родителям, – говорит психолог. – Иногда человеку просто нужно проговорить свою трудность, не остаться с ней наедине – и становится легче. А я считаю лучшим результатом своей работы, когда через время подходят и благодарят: «Спасибо, вы нам очень помогли». Радует, когда понимаю, что психологическая помощь дала результат, тогда чувствую свою нужность и профессиональную востребованность.

Методист-психолог

 Наряду с заботами о ребятах гимназии у Ирины Владимировны вот уже 14 лет ещё одна обязанность – она методист-психолог отдела образования, оказывает методическую помощь своим коллегам – психологам школ района, участвует в работе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ставшего продолжателем муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

– По долгу службы взаимодействую с КДН, опекунским советом, с полицией, по необходимости посещаю заседания суда, – делится Ирина Владимировна. –  Много сил, энергии и здоровья занимает вся эта непростая работа. Но я помню правило: делай свою работу добросовестно, если уж за это взялся. Не могу не сказать, что от профессионального окружения многое зависит. Мои коллеги – и в гимназии, и в отделе образования – люди высокопрофессиональные, добросовестные, готовы к сотрудничеству, это помогает в работе.

Делится счастьем

Ирина Владимировна – очень позитивный, жизнерадостный человек. Она автор своей жизни и способна сделать каждый свой день светлым. Помимо собственной жизни она успевает преобразить и мир вокруг: дать профессиональный совет нуждающемуся в нём, посадить цветы на участке, чтобы порадовать себя и окружающих, просто улыбнуться человеку и приободрить его! Это вполне логично: когда человек счастлив, у него много ресурсов и энергии, и он готов ими делиться.

– Моё счастье – это моя семья, мой сын, которым я бесконечно горжусь и считаю лучшим своим другом, – делится Ирина Прокопенко. – Меня окружали и окружают хорошие люди: коллеги, соседи, друзья, приятели, просто попутчики. Я всем говорю: цените то, что у вас есть, радуйтесь каждому дню. Очень важно любить жизнь! Окунитесь в сегодняшний день. А если трудно, помните – завтра будет по-другому!

Современный мир развивается стремительно, наша жизнь становится комфортнее, на помощь в повседневных делах приходят всевозможные новации. Но даже последние изобретения технического прогресса и научной мысли не заменят того, в чём каждый из нас, маленький и взрослый, нуждается постоянно, потому что так устроена душевная организация человека. А необходимо – доброе общение, чуткое понимание, заботливое участие. Психолог Прокопенко твёрдо усвоила эту азбучную истину и несёт это добро в мир!

Марина Федосеева.

Фото из архива Ирины Прокопенко.