45 минут полёта

Образование нашего района с центром в селе Плешаново выявило массу проблем, которые, в прочем, были и ранее, но не имели столь острых форм. Пожалуй, наиболее важной из них была связана с транспортом. На межпоселковых трассах преимущественно курсировал гужевой вид для перевозок грузов и пассажиров. Свои лошади и конюшни были даже у почтового отделения, сельпо, у многих сельчан в личных подворьях, не говоря уже о колхозах и совхозах.

Сложная поездка

Соседний Сорочинск с нашим райцентром связывала вполне сносная по тем временам гравийная трасса. Поездка туда и обратно на грузовике забирала, как правило, не менее полусуток и даже более времени. Ещё сложнее обстояло дело с поездками в Оренбург. С вечера необходимо было на автобусе добраться до вокзала в Сорочинске, затем выстоять неимоверную очередь в железнодорожную кассу. В полночь к перрону подходила «барыга», и к утру ты уже в областном центре. Нынешней автотрассы не было и в помине, грузовики ходили по дорогам местного значения, обычно просто грунтовым, от села к селу. Машины (тогда преимущественно ГАЗ-51) находились в пути весь световой день.

Альтернативы не было

Но вот в один прекрасный день над головами беззаботных плешановцев раздался непривычно громкий звук мотора низколетящего самолёта. Он сел прямо на колхозное поле, расположенное сзади огородов усадеб по чётной стороне улицы Ленина, там, где была уже сжата щедро уродившаяся в тот год пшеница.

Сейчас это место, где проходят параллельные улицы Дружбы, Победы. А тогда райцентр только начинал осваивать под жильё продолжение улицы Ленина (ниже Юбилейного переулка) и улицы Мира. Первыми к севшему «кукурузнику» подоспела вездесущая ребятня. Вскоре к самолёту подъехал райисполкомовский «газик» и увёз представительного пассажира самолёта с портфелем в руках. Остались лишь два лётчика экипажа. От них-то впервые услышали собравшиеся плешановцы, что скоро самолёт будет прилетать сюда каждый день.

Недолго шли согласования с руководством района и колхоза. Вскоре прассажира с портфелем обратно привезли к самолёту. Он подтвердил слова лётчиков о том, что скоро открываются ежедневные пассажирские авиарейсы Плешаново-Оренбург и обратно. Из приоткрытой форточки кабины пилотов раздался звонкий голос сидевшего за штурвалом: «От винта!».

Винт сначала немного покачнулся, взревел мотор, поднимая пыль, лопасти слились в сплошной круг, биплан покатился, набирая скорость, и взмыл в небо.

Местный аэропорт

«Аэропорт Плешаново», точнее, просто взлётно-посадочная полоса, ограниченная деревянными пирамидками, окрашенными для лучшей видимости в чёрно-белые полосы и длинный шест с полосатым матерчатым обрезанным конусом на конце (это аэрофлюгер), разместился там же, где совершил посадку тот самый первый «кукурузник». Чуть позже, там, где сейчас улица Дружбы пересекается с проспектом Гагарина, появился небольшой вагончик, оснащённый радиостанцией. Там находился кабинет первого начальника «аэропорта» Николая Ненашева, совмещавшего обязанности и кассира, и радиста, и технички.

Так продолжалось несколько лет. Самолёт брал на борт не только пассажиров, но и почтовые отправления, журналы и газеты. Вспоминаю свой первый полёт на «кукурузнике» вместе с мамой. Это было в годы моей учёбы в начальных классах. Полёт длился всего 45 минут (один урок!), не считая кратковременной посадки в совхозе «Электрозавод» соседнего Александровского района. Перенёс я этот полёт мужественно и достойно, хотя в пункте назначения, аэропорту «Нежинка» областного центра, меня слегка мутило, и некоторое время подрагивали ноги в коленях – сказывались неожиданные провалы в «воздушные ямы».

Пешеходы, машины, самолёты…

С годами райцентр рос и ширился, появились вышеупомянутые улицы, позже Осипова, Луговая… Тогда и было принято решение перенести взлётно-посадочную полосу в другое место. Колхозу «Заветы Ленина» вновь пришлось пожертвовать для этой благой цели своими сельхозугодьями. Это чуть западнее базы нынешней фирмы «Янтарь». О былом «Аэропорте Плешаново» напоминает сохранившийся до сих пор сборно-щитовой домик. В прошлом это административное помещение нашей воздушной гавани, кассовый зал и зал ожидания. Ныне жилой дом.

И отсюда доводилось летать в Оренбург и обратно. Это уже было в студенческие годы. Стоимость билета на самолёт была 5 рублей, что примерно на рубль дороже, чем на перекладных (автобусе, затем поезде). Помнится, мама иногда ворчала на меня, когда я отдавал предпочтение авиации. Разумеется, не из-за лишнего потраченного рубля. Ей в мои годы, во время войны, учёбы в ФЗУ в селе Жёлтое Саракташского района, приходилось с подругами пешком добираться сюда на родину. На это уходило до десяти дней с ночёвками в поле, иногда девушек брали на ночлег сердобольные женщины в сёлах и деревнях. В ворчаниях мамы была заметна нотка зависти нашему поколению, на долю которой не выпали столь дальние пешие переходы.

Давно уже нет авиасообщения с Оренбургом. Просто нет в этом необходимости. Первое время очень неплохо отмену авиарейсов восполнял большой автобус ЛАЗ маршрутом Плешаново-Оренбург, бравший на борт около сорока человек (АН-2 брал всего 10-12 пассажиров). Тогда уже действовала соотвествующая всем современным требованиям автотрасса Оренбург – Самара. По времени до Оренбурга на автобусе можно было добраться за 4 – 5 часов. Утомительны были для пассажиров длительные промежуточные стоянки в Сорочинске, Новосергиекке, Переволоцке.

Сейчас на «Газелях», «Ларгусах» и прочих легковых автомобилях времени требуется вдвое меньше.

Любопытно такое наблюдение: численность населения в районе с тех времён значительно сократилась. Но, тем не менее, пассажиропоток во много раз увеличился.

Что бы это значило?

Несомненно, есть в этом доля того, что лучше стали дороги, шире стал выбор вида автотранспорта, степени его комфортабельности. Нет желания садиться за руль своей машины – к услугам рейсовая «газель», частные «маршрутки», такси. Можно, наконец, воспользоваться «автостопом» – поток попутных машин неисчерпаем! И этот способ лично мною многократно опробован и одобрен.