Помощник прокурора Павел Бояркин разъясняет, как вести себя с коллекторами

В жизни любого заемщика в случае неисполнения денежных обязательств может возникнуть ситуация, при которой его задолженность передадут коллекторам. В этой связи необходимо знать, кто такие коллекторы, как себя вести при общении с ними. Об этом жителям Красногвардейского района рассказал помощник прокурора Красногвардейского района Павел Бояркин.

Коллектор – это сотрудник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан.

– Людям следует помнить, что коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов, – рассказал Павел Дмитриевич. – Судебные приставы-исполнители на основании закона «Об исполнительном производстве» могут изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения. Коллекторы такими правами не наделены, суть их деятельности заключается в том, чтобы убедить вас выплатить долг, помочь найти решение возникшей проблемы.

Коллекторская организация, поясняет помощник прокурора, не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в период распространения COVID-19 предоставлена рассрочка.

В настоящее время законом предусмотрено следующее взаимодействие коллекторской организации с кредитором: путем уступки права требования (в порядке ст. 388 Гражданского Кодекса Р), то есть происходит смена кредитора в обязательстве. В этом случает коллекторская организация выполняет роль агента по сбору платежей с должников.

Коллекторской деятельностью вправе заниматься только организации, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет Федеральная служба судебных приставов.

При личной встрече и во время телефонного разговора коллектор обязан сообщить наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество (ч. 4 ст. 7 Закона №230-ФЗ).

– Если вы встречаетесь с коллектором лично, попросите его предъявить документ, удостоверяющий личность; доверенность, подтверждающую его полномочия; копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр, – напоминает Павел Бояркин.

Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника.

Законом ограничена и частота взаимодействия коллекторов с должником: личные встречи допустимы не более одного раза в неделю; телефонные переговоры –один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц.

Ни при каких обстоятельствах не допускаются применение к должнику и иным лицам физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожение или повреждение имущества; оказание психологического давления на должника и иных лиц; использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, и т.п. (ч. 2 ст. 6 Закона №230-ФЗ).

Если коллекторы превышают свои полномочия, прекратите общение с ними и вызовите полицию. Противозаконные действия коллекторов при наличии оснований могут повлечь административную, а также уголовную ответственность.

Действия коллекторов можно также обжаловать в судебном порядке (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Если вы не являетесь заемщиком или поручителем, однако коллекторы беспокоят вас звонками, ввиду того что ваши персональные данные есть в базе агентства в качестве поручителя должника, сообщите им по телефону о вашей непричастности к долгу, а также направьте в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении.