История детей войны – в судьбе Масуфы Шафеевой из села Среднеильясово

Дети войны сейчас в более чем почтенном возрасте. Лишения и невзгоды военных лет коснулись их в той же степени, что и тружеников тыла. Обыкновенные мальчишки и девчонки 28-го, 29-го, 30-го и более поздних годов рождения к началу войны 1941 года едва перешагнули свое десятилетие. Вряд ли они осознавали свою ответственность за судьбу страны и понимали, что подвиг может совершаться не только на поле боя и не только с оружием в руках. Просто вместе с женщинами и возвращающимися с войны покалеченными бойцами они выполняли работу взрослых, тем самым приближая победу.

Масуфа Шафеева родилась в 1930 году в селе Среднеильясово. О своём детстве вспоминает, что всегда было голодно. В семье росло пятеро детей, которых мама воспитывала практически одна.

– Наш отец был очень грамотным человеком, много работал, но заболел, – вспоминает Масуфа Муратовна. – Помню, мама говорила, что уехал на лечение, да так и сгинул. Не видели мы его больше.

Пятеро детей осталось на попечении женщины. Когда грянула война, средней дочери, Масуфе, исполнилась 11 лет.

– Как я помню войну, спрашиваете вы, – продолжает моя собеседница. –Моё самоё яркое воспоминание – на фронт забирают взрослых лошадей из колхоза. Оставшиеся жеребята мечутся по загону в поисках матерей и жалобно ржут. А мы, глядя на них, плачем – очень жалко их было.

Полуголодные, кое-как одетые дети жалеют животных… Разве здесь что-то нужно ещё добавлять о милосердии и сострадании нашего народа?

Вся мужская работа легла на плечи детей и подростков.

– А как же иначе? Ведь нельзя было все взвалить на плечи женщин, вот и работали, жалели матерей. Никого не нужно было упрашивать, мы просто знали – надо, – продолжает Масуфа Муратовна. – За 3-4 километра от села по весне ходили в поле, там помогали на посевной. Летом копнили сено, ворошили его. Огороды пололи, скотину обихаживали – с утра до позднего вечера кипела работа, и делали мы её дружно. Тогда вообще люди дружнее были, помогали во всём.

Однажды летом чуть не лишилась юная Масуфа жизни. Пришлось ей возить на поле воду.

– Лошадь мне попалась норовистая, не любила резких движений, а уж при виде кнута и вовсе теряла спокойствие, – рассказывает Шафеева. – Рядом со мной на козлы сел паренёк, которого я не успела предупредить о несговорчивом характере лошадёнки. Увидев кнут в его руках, лошадь понесла, копытом попала мне в голову. Вот с тех пор и ношу отметину от копыта. Хорошо, жива осталась. Врачи ведь говорили, что могла и память потерять навсегда.

В 19 лет вышла Масуфа замуж, но и здесь счастья мало было.

– Я до замужества плохо знала парня. Но тогда не сами девушки себе мужей выбирали. Мама наша ослепла, сёстры стали главными. Они и присмотрели мне жениха, – рассказывает почтенная женщина.

Родившиеся в браке дети, четыре дочери и сын, не смогли остановить гулёну-мужа. Оставив семью, он ушёл к другой женщине. Масуфа Муратовна практически повторила судьбу своей матери: замуж больше не вышла, хотя сватали.

– Говорили, что я завидная была, звали замуж.  Но слишком большой «хвост» у меня был – мои дети. Зачем мне ещё другой мужчина? – искренне делится размышлениями женщина.

В трудах и заботах жила Масуфа Шафеева: подняла детей, всем дала образование. Много лет, до самой пенсии, работала в животноводстве, дояркой.

– Возили нас на ферму на грузовиках. Коров не только подоить надо было, но и накормить. Для этого получали на складе зерно, сами грузили его на машину, потом высыпали в бункер. Бидоны с молоком тоже грузили сами. А когда дежурили по ферме, ещё и мыли эти бидоны. Некогда было даже поесть.

Конечно, по дому работу помогали делать подросшие дети. Женщина с улыбкой говорит, что и сын научился корову доить, хотя очень этого стеснялся.

– Я думаю, что хорошо детей воспитала, – с гордостью говорит Масуфа Муратовна. – Сейчас, когда мне 92, живу с младшей дочерью. Всегда накормлена, обстирана, относятся ко мне с великим уважением. Остальные дочери часто навещают, не забывают.

Навещают бабушку и внуки, и правнуки – семья большая и дружная, в которой продолжаются традиции гостеприимства, трудолюбия и взаимного уважения.

На страницах газет, журналов часто можно увидеть фотографию времен Великой Отечественной войны – дети, стоя на деревянном ящике, работают на токарном станке. О жизни городских детей созданы фильмы, поставлены спектакли и написаны книги, а вот тема жизни сельских детей войны затрагивается редко. И это несправедливо: в сороковые годы население нашей страны было в основном сельским. Поэтому на страницах газеты мы стараемся возместить этот пробел и просим читателей газеты помочь нам в этом благородном деле: так мало остаётся с нами тех, кто историю страны страшных военных лет знает не по учебникам. Давайте вместе расскажем о них их внукам и правнукам.

Марина Федосеева.

Фото автора.