Нину Топорову и Раису Тремасову трудности не сломили

– Еда у нас росла под ногами. Природа сама помогала выживать в годы военного голодного лихолетья. С нетерпением наступления весны ждали и мы, дети. Тогда вкусная и сочная трава помогала нам утолить голод и набраться витаминов. Благодаря ей, мы выжили и живём сегодня, – эту непреложную истину поведали нам дети войны, две удивительные женщины села Ивановки Нина Васильевна Топорова и Раиса Ильинична Тремасова.

Какую только траву не употребляли в пищу, рассказывают женщины: баржовку (народное название борщевика), лопухи, кочетки и кислянки, дикую морковь и многие другие виды съедобных трав. Корова в хозяйстве была не у всех, так как налоги на них были большие.

Нина Топорова

 Нина Васильевна родилась в 1936 году. Добродушная, весёлая, словоохотливая женщина интересно рассказала о своей нелёгкой судьбе. Сколько испытаний легло на её хрупкие плечи с самого детства!

– Когда отец уходил на Финскую войну, мне было совсем мало лет.  Не помню даже сцены прощания с ним. Но эта война плавно перешла в другую, более жестокую и очень продолжительную, – во Вторую мировую. Василий Андреевич продолжил воевать и домой вернулся только в 1946 году с тяжёлой контузией. Его сопровождал офицер, который успокоил родственников в том, что со временем последствия контузии пройдут, – рассказывает Нина Васильевна.

Дело в том, что Василий Андреевич в результате полученной контузии стал заикаться, все мышцы лица дёргались. Бывало, что он в какие-то моменты убегал из дома, его искали. Только через два года он стал восстанавливаться  и прожил долгую жизнь, до 86 лет.

– И в послевоенные годы жизнь была очень тяжёлой. На огородах сажали не только картошку, но и сеяли пшеницу, рожь. В 5 утра мать будила всех, и до наступления жары мы пололи.  Младшая сестрёнка постоянно плакала и просила есть, – вспоминает женщина. –  Помогала нам  бабушка  Анастасия Антоновна.  Она была очень выносливой. Лошади в хозяйстве не было. Бабушка насыпала три ведра ржи в мешок, взваливала его на плечо и отправлялась на мельницу, которая находилась почти в пяти километрах от дома. Обратно несла муку. Очень уставала тогда, но затеруху из ржаной муки на ужин готовила.

Запомнились Нине Васильевне семейные трапезы летом, на траве. Готовили еду во дворе, на тагане. Мама расстилала на траве самотканую скатерть, как она её называла – бесничок, ставила большую глиняную миску с затерухой, иногда позволялось забелить её небольшим количеством сметанки.  Дружно все располагались вокруг… Это были самые приятные минуты отдыха, общения, утоления голода. 

Другое незабываемое воспоминание женщины связано с отсутствием одежды. Не трудно представить, как радовались дети в эти годы любой обновке! Вот и Нина Васильевна помнит, как мама распорола стёганое одеяло, и из двух сатиновых кусков ткани сшила ей и сестрёнке платья. Сколько было ярких эмоций!

Росла Нина Васильевна смышлёной девочкой, училась хорошо, получила медицинское образование и потом около сорока лет проработала в Ивановской участковой больнице медсестрой. Имеет медаль «Ветеран труда».  Про работу может говорить бесконечно. Разве забудутся моменты, когда они шприцы мыли золой, потом кипятили, даже иголки точили! Многих  больных помнит до сих пор медсестра, среди которых много и жителей села Залесова.

–  До семидесяти человек  лежали в стационаре Ивановской больницы в те годы. И что интересно – сахарным диабетом тогда болело всего трое человек. А сегодня это широко распространённое заболевание, – констатирует Нина Васильевна.

Со своим мужем Петром  Ивановичем прожила  женщина 55 лет. Супруги родили и воспитали  двоих детей. Дочь Татьяна пошла по стопам матери – работает в Оренбурге медсестрой. Сын – водитель «скорой помощи». Вот так и живёт  Нина Васильевна – воспоминаниями, думами о внуках, о своем Петре, которого не стало  4 года назад, и которого так ей сейчас не хватает. 

Раиса Тремасова

Раиса Ильинична Тремасова родилась в 1939 году. В семье было трое детей, когда отца  призвали на фронт в 1944 году. Мать ждала четвёртого ребёнка и  работала в колхозе. Вскоре родилась  сестрёнка. Все заботы легли на старшую сестру, которой шёл всего десятый год.  Да и Рая была уже помощницей, ей исполнилось шесть лет. Выручал огород. Жили бедно: ни одежды, ни еды вдоволь не было.  В 1946 году отец вернулся с войны с Японией.  Раиса Ильинична  очень хорошо  запомнила эту встречу.

– С матерью я была на огороде.  Слышим, нам кричат, что отец вернулся. Мать бросила лопату и побежала к дому, я за ней, но в силу возраста  быстро бежать не могла. И тут вижу, что в мою сторону бегут лошади. Взрослых никого рядом не было. Испугалась, заплакала,  споткнулась и упала. Как меня тогда лошади не затоптали ?! – с ужасом вспоминает Раиса Ильинична.

Когда лошади проскакали, она увидела, что к ней бежит кузнец дядя Петя.  «Рая, ты живая?» – кричал он. Ни одна лошадь не задела её, все проскакали рядом.

– Запомнила отца красивым. Когда  зашла в дом, он сидел на лавке в военной форме. Увидев меня, свою дочку, испуганную и зарёванную, он прижал к себе. Я почувствовала, что теперь мне ничего не страшно. Никогда не забуду эти объятия! – говорит женщина.

На следующий день отец пошёл работать трактористом. Затем ему предложили должность председателя колхоза (в своё время он окончил церковно-приходскую школу). Потом работал бригадиром тракторной бригады, мельником.  Родились в семье ещё две дочки.

Рая пошла в школу. Училась хорошо. Жизнь продолжалась, текла своим чередом.  Шёл 1949 год. В селе нашем служил участковый по фамилии Головань. Длинная шинель, суровый взгляд, пистолет в кобуре – все его побаивались, особенно дети. Да и время было опасное: сколько пострадало в те годы безвинных людей, арестованных по ложному доносу!

– Вызывает меня директор школы с урока к себе в кабинет. За столом сидит участковый, небрежно покачивая рукой, в которой пистолет. Это теперь я знаю, что он меня хотел просто припугнуть, а меня обуял страх. Думала, застрелит.  Я от страха дала такого ревака, что вся школа услышала. И на его вопрос, уходила ли мать ночью из дома, только кричала: нет, нет! Ничего от меня не добившись, он ушёл, – вспоминает женщина.

Так сложилась судьба, что, окончив школу, Раиса Ильинична уехала к старшей сестре, в Ташкент. Там вышла замуж, там прошла вся её трудовая жизнь. Более 30 лет она отработала на закрытом предприятии от Казанского завода по машинам хлопководства. Повышение квалификации сдавала ежегодно. 

В 1994 году умирает её мама, и она со своей семьей переезжает  на малую родину.  С семьёй, мужем и детьми, поселилась в  доме, который в 1933 году построили её родители.  Дому уже 90 лет, но он крепко стоит на пригорке. Передняя комната убрана в стиле 50 – 60 годов прошлого века. Переступив порог, как будто попадаешь в музей. Дети и четверо внуков – большая отрада для любящей бабушки. Мужа не стало много лет назад. Сегодня Раиса Ильинична любит очень книги,  и  всё свободное время посвящает чтению.

Глядя на этих уважаемых  женщин, убеждаешься, что солидный возраст  не повод расслабляться. Через многие трудности прошли мои собеседницы, но они их не сломили, а, наоборот, закалили. Женщины  не опустили руки, обеспечили себе красивую, ухоженную старость. Они исправно ведут домашнее хозяйство, в их дома очень тепло, чисто, уютно. Настоящие труженицы, истинные женщины, заботливые бабушки! Пусть ваша достойная жизнь послужит примером для молодёжи.

Тамара Бояркина, с. Залесово.

Фото автора в папке «Ивановские женщины».

Подготовила к печати Фануза Темирова.