Живёт родная Люблинка

Как полноводные реки берут своё начало с родников и ручейков, так и жизнь человеческая начинается часто в небольших посёлках. Люблинка, о которой я собираюсь вам рассказать, стала местом, где набирали силу, мощь и высоту после различных жизненных достижений наши земляки-красногвардейцы.

Официальное название этого посёлка Кинзельского сельского совета – Степной, но все, кто в посёлке жил и живёт, называют свою малую родину Люблинка. Название более напевное и старинное. Степной – потому что расположен среди ковыльных степей между двумя холмами с северной и южной стороны, у подножия которых протекает небольшая речушка, а с востока его окружают лога, колки, богатые ягодами и грибами.

Существует легенда. У помещика Стругова была дочь Люба. Она полюбила батрака, но отец не разрешил выйти за него замуж. Тогда Люба закончила жизнь трагически. С тех пор жители стали называть посёлок «Люблинка». А возможно, потому, что это самый любимый и родной уголок.

Расцвет жизни посёлка в прошлом. Сейчас это жизнь крохотного поселения без медпункта, клуба, начальной школы и рабочих мест. Но местные жители бережно хранят самобытные традиции и уникальные черты поселения.

В каком году образовался Степной? Никаких архивных данных нет. Геохронологические карты за 1812 и 1900 годы ответа на этот вопрос не дают. На них посёлка ещё нет. Некоторые старожилы утверждают, что поселение образовалось в тридцатые годы, другие связывают рождение села с датой создания совхоза имени Ленина.

Шли тяжёлые смутные годы. На бескрайних просторах царской России шли процессы переселения народа на свободные земли с целью их освоения. Бушевала революционная буря, ломая судьбы людей, как ураган ломает деревья. Коллективизация, раскулачивание, продразвёрстка вынуждали людей спасаться бегством, искать лучшей доли. Вероятнее всего первопоселенцами этих мест были семьи казахов. Затем немцы. С организацией совхоза поселились русские.

Пожелтевшие страницы архивных похозяйственных книг отражают историю. За ровными рядами нехитрых записей – судьбы сельчан целой эпохи.

По записям 1955 года, в посёлке Люблинка насчитывалось 23 двора с населением 103 человека. В основном перечислены казахские фамилии, семьи полные, почти все многодетные. Так, семьи Капара и Каерши Чугировых, Балгалея Мамаева имели по трое детей, Галима Кускарова, Мендагожи и Исингалея Агайдаровых – по пятеро. Встречаются и несколько русских фамилий – Фёдор Воропаев (5 детей), Мария Щетинина (сын и 2 дочери), Андрей Кидяев (2 детей).

Бытовые условия у всех односельчан были практически одинаковые: дома саманные, в хозяйстве по одной корове, у некоторых – телёнок и овцы. Уже к 1958 году в посёлке остаётся 20 хозяйств с населением 82 человека. При этом появляются новые жители – Иван Мартенс, Василий Луковенков, Ахмет Мустафин. В это время начинает работать кузнечный цех, в котором трудился Василий Черепанов. Появляется первое деревянное строение – дом Ивана Ильиных. Открывается сельпо, в котором работает жена Ивана Финогентова – Анастасия. Во многих семьях, помимо детей, живут старики-родители. Появляются фамилии – Ёжиков, Забаев, Зубарев, Колесников, Митягин, Сизенцев, Смирнов. Расширяются индивидуальные хозяйства, в некоторых семьях начинают разводить свиней и кур. Семьи Чугировых, Мамаевых, Куватовых заводят лошадей. В конце пятидесятых годов количество личных подворий опять увеличивается до 23. Примечательно, что в начале 60-х указывается и новая для села профессия: жена Ревмира Смирнова – Валентина – киномеханик. С 1964 года в похозяйственной книге значится фамилия сельского учителя Василия Ивановича Тананыкина, который воспитал не одно поколение сельских ребятишек. Обосновались в посёлке и Пётр Тарасенко, Яков Дель, Николай Бережнов. Жена Николая Бережнова – Анна Макаровна – единственный на тот момент специалист с высшим образованием – агроном, позже возглавит правление посёлка. В подворьях начинают разводить гусей. В селе появляется плотник Абрам Мартенс, из новых фамилий – Семёнов, Каракулов, Журавлёв, Пешков, Лихачёв, Куршин, Дистанов, Гусев. Имеется запись, что управляющим отделения №2 является Василий Михайлович Лихачёв, в его семье – сын и 3 дочери. Жена И.А. Куршина – Валентина Алексеевна Сысоева – учитель начальных классов. В этот период начинается слияние посёлков Чапаевский и Степной. В специально построенные для переселенцев дома переезжают семьи З.Б. Байлукашева, М.М. Раисова, А.П. Таратухина, И.Ф. Родионова, А.Р. Кавдангалеева, В.К. Бондаренко, А.Г. Карпачёва и другие.

Сколько людей, столько и судеб. И война не обошла Степной стороной, и пережил он тяжёлое послевоенное время. Часть земель была признана залежными, в посёлок приехали целинники. Владимир Кондратьевич Бондаренко так и остался здесь на постоянное жительство.

Невозможно в одной статье рассказать обо всех, да и не нужно. А вот об уникальной особенности Степного сказать просто необходимо. В наше сложное время, когда один за другим возникают межнациональные конфликты: Грузия, Таджикистан, Казахстан и Украина, наша боль, – посёлок являет собою образец мирного сосуществования различных национальностей. Лучше всего об этом скажут сами жители Степного.

Слева направо верхний ряд: В.И. Ёжиков, А.П. Таратухин, И.Ф. Родионов, В.И. Тананыкин,
И.И. Финогентов. Нижний ряд: К.К. Чугиров, Г.М. Кускаров, А.Н. Семёнов.

Как вспоминал Мстахулла Байлукашев: «В 1971 году я женился и с женой приехал в посёлок Степной. Выучившись на зоотехника, работал по специальности, а Соня – дояркой, хотя имела образование бухгалтера. При советской власти мужу и жене запрещалось работать в одном месте, но Соня не жалела о выборе профессии. Коллектив у них был многонациональный, но удивительно дружный. В таком обществе любая работа по душе. В селе у нас жили мордва, чуваши, немцы, казахи, татары, башкиры, украинцы и русские. Мы жили вместе. Все были за дружбу народов мира. Женились, несмотря на национальную принадлежность. Примеров таких браков в нашем селе очень много».

Из воспоминаний Балзии Бобылевой: «Приехали мы в Люблинку из-за того, что Чапаевку – село, в котором жили мои родители, постигла участь многих старых деревень. Из неё постепенно стали уезжать люди, подавались кто куда. А большинство уезжало в развивающийся тогда посёлок Степной. Наша семья не стала исключением.

Земляки были и остаются дружными.

Как и в Чапаевке, в Степном все жили одной дружной семьёй. В соседях у нас жили Сизенцевы. Они были русскими, но мы всегда находили взаимопонимание. Помню, собираясь куда-нибудь уезжать, мама говорила соседке: «Клавдия, мы поехали!». И мы не закрывали двери на замок, они всегда были открыты».

Любовь Пешкова говорила: «На моей памяти сохранился такой факт: нередко в православные праздники, например, Пасху, мусульмане красили яйца, а все ребятишки села славили Христа. Это говорит о том, что в результате общения, мы, люди разных национальностей, стали друг другу своими».

Широкую масленицу встречают жители Степного.

Немало воды утекло с тех пор. Нет уже давно животноводческого комплекса, механизированного тока, машинно-тракторного парка. Посёлок на сегодняшний день насчитывает 50 дворов с населением 76 человек. И живут по-прежнему в нём старожилы. И учеников стало значительно меньше. Вместо 60-70 человек, которых отвозили в Кинзельку на двух тракторных санях для проживания в интернате, сейчас пять.  Продолжает жить маленькое село – родина многих людей. Ждёт Люблинка своих троих сыновей, отправившихся в зону проведения специальной военной операции, живыми и невредимыми. Надеемся, что село будет жить ещё много лет, ведь здесь переплелись корнями, ветвями роды и семьи в большой многонациональный дружный коллектив.

По материалам Кинзельского краеведческого музея подготовила Анна Зуева.

На главном фото страницы: Василий Иванович Тананыкин воспитал не одно поколение сельских ребятишек.

Фото из архива Кинзельского музея.